Контрольно-счетная палата в ВК

Обращение

Уважаемые посетители сайта Контрольно-счетной палаты Каслинского муниципального района!

Контрольно-счетная палата Каслинского муниципального района является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образована Собранием депутатов Каслинского муниципального района.

Контрольно-счетная палата Каслинского муниципального района является органом местного самоуправления, обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Приглашаем вас ознакомиться с деятельностью Контрольно-счетной палаты Каслинского муниципального района на страницах нашего сайта.

ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ

ОТЧЕТ от 19.06.2024 № 2

о результатах  проведения экспертно-аналитического мероприятия

«Анализ дебиторской задолженности по доходам»

 

Отчет составлен  инспектором КСП КМР[1] Н.П. Щербаковой по результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия, проведенного в соответствии с пунктом 1.9 раздела 1 Плана работы КСП КМР на 2024 год.

 

Объект проверки:  Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района.

 

Анализируемый период: 2021-2023 годы.

 

Цель экспертно-аналитического мероприятия: Анализ дебиторской задолженности по доходам в Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района.

 

Имущество казны Каслинского муниципального района, анализ изменений.

Основными целями и задачами Комитета является имущественное обеспечение деятельности органов местного самоуправления и эффективным владением, распоряжением и использованием муниципального имущества.

По показателям бюджетной отчетности Комитета, за анализируемый период 2021 – 2023 годов, формы 0503130 «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета», представлен анализ имущества учитываемого в составе имущества казны Каслинского муниципального района.

Таблица №1(руб.)

№ п/п

Наименование показателя

Ф. 0503130 код строки

Отчетная дата

Показатель

Изменение

1.

Нефинансовые активы имущество казны (остаточная стоимость)

Строка 140

01.01.2021

318 518 454,89

-

01.01.2022

352 551 027,19

(+)34 032 572,36

01.01.2023

402 807 464,90

(+) 50 256 437,71

01.01.2024

415 831 977,24

(+) 13 024 512,34

 

 

По результатам проведенного анализа (таблица №1) общая остаточная стоимость имущества казны Каслинского муниципального района ежегодно увеличивалась. Общая сумма увеличения на анализируемый период составила 97 313 522,35 рублей. Более подробный анализ в разрезе счетов бюджетного учета представлен в таблице № 2


Таблица №2 (руб.)

№ п/п

Наименование показателя

Счет бюджетного учета

Отчетные даты

Прирост (+) снижение (-)за анализируемый период (гр.7-гр.4)

01.01.2021

01.01.2022

01.01.2023

01.01.2024

в рублях

в  %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Недвижимое имущество в составе имущества казны

1 108 51 000

189 244 353,03

212 595 729,15

291 332 874,48

282 709 185,71

93 464 832,68

49,39

Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны

1 104 51 000

30 962 574,00

28 470 636,21

28 367 215,92

28 367 215,92

(-) 2 595 358,08

(-)8,38

Остаточная стоимость (недвижимое имущество)

-

158 281 779,03

184 125 092,94

262 965 658,56

254 341 969,79

96 060 190,76

60,69

2.

Движимое имущество в составе имущества казны

1 108 52 000

62 398 825,31

64 909 113,61

85 614 121,87

104 795 627,78

42 396 802,47

67,94

Амортизация движимого имущества в составе имущества казны

1 104 52 000

8 362 606,75

11 739 299,54

10 776 001,37

14 719 843,02

6 357 236,27

76,0

Остаточная стоимость (движимое имущество)

-

54 036 218,56

53 169 814,07

74 838 120,50

90 075 784,76

36 039 566,20

66,70

3.

Непроизведенные активы в составе имущества казны

1 108 55 000

106 200 457,30

115 256 120,18

65 003 685,84

71 384 284,89

(-) 34 816 172,41

(-)32,78

4.

Материальные запасы, составляющие казну

1 108 56 000

-

-

-

29 937,80

29 937,80

-

 

Имущество казны (всего)

 

357 843 635,64

392 760 962,94

441 950 682,19

458 919 036,18

101 075 400,54

28,25

Амортизация (всего)

 

39 325 180,75

40 209 935,75

39 143 217,29

43 087 058,94

3 761 878,19

9,57

Остаточная стоимость (всего)

 

318 518 454,89

352 551 027,19

402 807 464,90

415 831 977,24

97 313 522,35

30,55

  

Динамика изменений остаточной стоимости имущества казны за 2021-2023 годы

 

По результатам проведенного анализа имущества казны Каслинского МР (таблица №2),  можно сделать следующие выводы.

Наибольший удельный вес в общей стоимости имущества казны на 01.01.2024 года приходиться на объекты недвижимого имущества - 61,61 % относительно полной стоимости и 61,17% относительно остаточной стоимости всего имущества казны. Почти на протяжении всего анализируемого периода наблюдался непрерывный рост данного показателя. За анализируемый период стоимость недвижимого имущества увеличилась на 49,39% или 93 464 832,68 рублей, показатель остаточной стоимости увеличился на 60,69% или 96 060 190,76 рублей.

 На объекты движимого имущества приходится 22,84% относительно стоимости всего имущества казны и 21,66% относительно остаточной стоимости имущества казны. На протяжении всего анализируемого периода наблюдался постоянный рост данного показателя. Общий прирост  стоимости движимого имущества за анализируемый период составил 67,94% или 42 396 802,47 рублей, увеличение остаточной стоимости произошло на 66,7% или 36 039 566,2 рублей. 

 Непроизведенные активы по состоянию на 01.01.2024 года в общем объеме имущества казны составляют 15,55%. За анализируемый период 2021-2023 годов показатель стоимости сократился на 34 816 172,41 рублей. По данным пояснительной записки к годовым бюджетным отчетам, в 2021 году в состав непроизведенных активов, включено 6 земельных участков, на сумму 9 450 105,88 рублей, в 2022 году поступило непроизведенных активов  на сумму 19 100 464,10 рублей, в том числе получено безвозмездно на сумму 3 200 347,56 рублей, оприходовано неучтенных  на сумму                 3 377 009,66 рублей, в 2023 году оприходовано неучтенных непроизведенных активов на сумму 10 357 219,04 рублей.

Сокращение показателя стоимости непроизведенных активов за 2022 год составило                  69 352 899,44 рублей, что связано с уменьшение средней кадастровой стоимости земельных участков, на основании  вступившего в силу с 01.01.2023 года приказа № 187-П от 15.11.2022 года[2], (до 01.01.2023 года действовали приказы  Министерства имущества Челябинской области от 24.04.2020 № 89-П[3],  от 21.12.2020 года № 211-П[4], от 27.05.2021 № 79-П [5]) и безвозмездной передачей объектов непроизведенных активов на сумму 7 082 911,26 рублей, в 2023 году выбыло непроизведенных активов на сумму 3 976 619,99 рублей, в том числе передано безвозмездно на сумму776 272,43 рублей.

По состоянию на 31.12.2023 года на балансе КУИЗО учитываются земельных участков в количестве 85 штук кадастровой стоимостью 71 384 284,89рублей.

 

Дебиторская задолженность по доходам, причины возникновения.

На балансе Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района по состоянию на 01.01.2024 года числиться дебиторская задолженность по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами и доходам от операционной аренды.

Анализ дебиторской задолженности Комитета по начисленным доходам от использования имущества казны, за анализируемый период 2021-2023 годов, представлен в таблице № 3. 

Таблица №3 (рублей)

Счет бюджетного учета

2021 год

2022 год

2023 год

Сальдо на начало отчетного периода

Сальдо на конец отчетного периода

Сальдо на конец отчетного периода

Сальдо на конец отчетного периода

Всего

В том числе просрочен.

Всего

В том числе просроченн.

Всего

В том числе просроченн.

Всего

В том числе просрочен.

1 205 21

3 254 695,21

2 711 776,80

585 277,36

330 019,47

734 188,87

383 118,48

241 365,13

82 315,13

1 205 23

279 027 667,47

14 972 260,93

199 415 502,32

8 442 334,12

99 321 692,99

9 129 192,53

76 559 887,11

3 587 244,29

1 205 71

482 292,17

0,00

350 733,25

 

9 690,00

 

0,00

0,00

1 209 41

0,00

0,00

9 106 724,2

9 106 724,20

12 183 407,53

12 176 659,73

4 196 210,84

4 191 240,83

ВСЕГО

282 764 654,85

17 684 037,73

209 458 237,13

17 879 077,79

112 248 979,39

21 688 970,74

80 997 463,08

7 860 800,25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Наибольший показатель дебиторской задолженности числящейся на балансе Комитета отмечается по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами  (счет бюджетного учета 1 205 23). За период 2021-2023 годов наблюдалось постоянное снижение показателя. В целом снижение за анализируемый период составило 202 467 780,36 рублей, просроченная задолженность за данный период снизилась на 11 385 018,64 рублей. Более детальный анализ представлен в таблице № 4.

Таблица № 4          

 

Отчетная дата

Непроизведенные активы в составе имущества казны (руб.)

Дебиторская задолженность по доходам за пользование природными ресурсами

(ф. 0503169 сальдо по сч.1 205 23 000) (руб.)

Доходы, начисленные от сдачи в аренду природных ресурсов

(ф.0503169 сальдо по сч.1 401 40 123)

Сумма

Изменение относительно предыдущего отчетного периода

Сумма

Изменение относительно предыдущего отчетного периода

Сумма

Изменение относительно предыдущего отчетного периода

01.01.2021

106 200 457,30

-

279 027 667,47

-

263 966 095,58

-

01.01.2022

115 256 120,18

(+) 9 055 662,88

199 415 502,32

(-)   79 612 165,15

191 055 712,91

(-) 72 910 382,67

01.01.2023

 65 003 685,84

(-)53 477 565,66

  99 321 692,99

(-) 100 093 809,33

90 201 244,44

(-)100 854 468,47

01.01.2024

 71 384 284,89

(+) 6 380 599,05

  76 559 887,11

(-) 22 761 805,55

72 977 946,07

(-)  17 223 298,37

 

 

По результатам проведенного анализа показателей отраженных в таблице № 4 на сокращение дебиторской задолженности в анализируемом периоде повлияло:

1. Уменьшением кадастровой стоимости земельных участков с 01.01.2023 года;

2. Расторжение  (закрытие) 484 договоров аренды (пояснение Комитета);

3. Перерасчет арендной платы по арендатору N за предыдущие периоды, в сторону уменьшения, на сумму 118 648 305, 56 рублей;

4. Превышение денежных средств поступивших в погашение дебиторской задолженности за анализируемый период по сравнению с доходами, начисленными за анализируемый период,  на сумму  5 959 265,46 рублей.

По расчетам  доходов от операционной аренды (счет бюджетного учета  1 205 21 000) за анализируемый период 2021-2023 годов прослеживается сокращение дебиторской задолженности на сумму  3 013 330,08 рублей. Просроченная дебиторская задолженность сократилась  на 2 629 461,67 рублей. Более детальный анализ взаимосвязанных показателей отражающих использования движимого и недвижимого имущества казны Каслинского муниципального района представлен в таблице № 6.

Для проведения анализа использовались показатели бюджетной отчетности за 2021-2023 годы и регистры учета.Таблица №5

Отчетная дата

Объекты движимого и недвижимого имущества в составе казны, в  том числе:

В том числе

Всего

Недвижимое имущество в составе имущества казны (полная учетная стоимость, сч. 1 108 51 000) (руб.))

 

Движимое имущество в составе имущества казны (полная учетная стоимость, сч.1 108 52 000 (руб.))

Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)

25 забалансовый счет (руб.)

Имущество, переданное в безвозмездное пользование

26 забалансовый счет (руб.)

01.01.2021

251 643 178,34

189 244 353,03

62 398 825,31

13 245 188,66

  98 998 022,11

01.01.2022

277 504 842,76

212 595 729,15

64 909 113,61

1 006 055,33

121 905 935,26

01.01.2023

376 946 996,35

291 332 874,48

85 614 121,87

1 006 055,33

122 000 884,26

01.01.2024

387 504 813,49

282 709 185,71

104 795 627,78

  1 006 055,33

122 514 734,76

 

 

По результатам проведенного анализа установлено, что по состоянию на 01.01.2024 года 31,9% объектов движимого и недвижимого имущества передано в возмездное и безвозмездное пользование.

По состоянию на 01.01.2023 года, по показателям оборотно-сальдовой ведомости по счету бюджетного учета 1 205 21 000 «Расчеты по доходам от операционной аренды», отражена дебиторская задолженность по 20 договорам аренды, по 17 арендаторам, за 2023 год начисление арендных платежей осуществлялось по 11 договорам по 6 арендаторам.

На сокращение дебиторской задолженности по операционной аренде, в анализируемом периоде повлияло:

1. Увеличение стоимости имущества переданного в безвозмездное пользование на сумму 23 516 712,65 рублей и сокращения стоимости имущества переданного в возмездное пользование на 12 239 133,33рублей;

2. По показателям годовых отчетов за анализируемый период 2021-2023 годов доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, превысили начисленные доходы на сумму 2 187 189,88рублей.

 

Обеспечение полноты отражения задолженности в учете и отчетности.

В целях соблюдения порядка подтверждения активов и обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и годовой отчетности, в соответствии с пунктом 7 Инструкции № 191н[6] и пунктом 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49[7], в Комитете в 2023 году проведена инвентаризация активов, расчетов и резервов (приказ КУИЗО от 29.12.2023 № 3243).

По состоянию на 01.01.2024 года Комитетом заключено 1182 договора аренды на земельные  участки. 

Для подтверждения показателей дебиторской задолженности по счету бюджетного учета             1 205 23 000 «Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» арендаторам  были направлены акты сверок. Подтверждение расчетов по договорам аренды получено только от 15 арендаторов, по 81 договору аренды.

Просроченная дебиторская задолженность арендаторов за пользование земельными участками, по показателям бюджетной отчетности ф.0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» за анализируемый период представлена следующими показателями:

на 01.01.2021 года – 14 972 260,93 рублей;

на 01.01.2022 года –   8 442 334,12 рублей;

на 01.01.2023 года –   9 129 192,53 рублей;

на 01.01.2024 года –   3 587 244,29 рублей.

В 2023 году в соответствии с Порядком, о принятии решения о признании безнадежной к взысканию, сомнительной задолженности[8], на сумму арендных платежей – 6 490 827,57 рублей и сумму пеней – 5 988 727,27 рублей, дебиторская задолженность признана сомнительной

Просроченная дебиторская задолженность по доходам от операционной аренды, по показателям бюджетной отчетности ф.0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» за анализируемый период представлена следующими показателями:

на 01.01.2021 года – 2 711 776,80 рублей;

на 01.01.2022 года –   330 019,47 рублей;

на 01.01.2023 года –   383 118,48 рублей;

на 01.01.2024 года –      82 315,13 рублей.

В соответствии с Порядком, о принятии решения о признании безнадежной к взысканию, сомнительной задолженности в 2023году признана сомнительной задолженность на сумму арендных платежей – 1 096 138,17 рублей и сумму пени – 2 954 913,65 рублей.

 

КСП КМР обращает внимание: В нарушение  пункта 3 Порядка, о принятии решения о признании безнадежной к взысканию сомнительной задолженности, Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации КМР списана на забалансовый счет 04 «Сомнительная задолженность», срок погашения которой не превысил 36 месяцев. По пояснениям, полученным от Комитета, задолженность признанная сомнительной, частично восстановлена на балансовых счетах бюджетного учета учреждения.

 

По показателям ф.0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» и Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (к форме 0503130), просроченная дебиторская задолженность за анализируемый период сократилась на 18 929 961,68 рублей. Показатель  забалансового счета 04 «Сомнительная задолженность» увеличился на 20 711 900,60 рублей. Более подробный анализ представлен в таблице №6.

Таблица №6

Счет бюджетного учета

Наименование показателя

2021 год

2022 год

2023 год

Изменение показателей за анализируемый период гр.6-гр3

Сальдо на начало отчетного периода

Сальдо на конец отчетного периода

Сальдо на конец отчетного периода

Сальдо на конец отчетного периода

1

2

3

4

5

6

7

1 205 21

Просроченная задолженность

2 711 776,80

330 019,47

383 118,48

82 315,13

(-) 2 629 461,67

1 205 23

Просроченная задолженность

14 972 260,93

8 442 334,12

9 129 192,53

3 587 244,29

(-)11 385 016,64

1 209 41

Просроченная задолженность

0,00

9 106 724,20

12 176 659,73

4 191 240,83

(-) 4 915 483,37*

Итого

 

17 684 037,73

17 879 077,79

21 688 970,74

7 860 800,25

(-) 18 929 961,68

04

Сомнительная задолженность

142 513,38

5 997 197,86

5 969 935,50

20 854 413,98

20 711 900,60

 

* Изменение показателя (гр.6-гр.4).

За анализируемый период  2021-2023 годов, погашение просроченной дебиторской задолженности составило в сумме 4 870 438,34 рублей, в том числе:

-  по доходам, полученным от сдачи в аренду имущества – 1 142 811,19 рублей (в том числе в 2021году – 28 738,21руб., в 2022 году – 158 080,38руб., в 2023 году – 1 055 407,10руб.);

- по доходам от сдачи в аренду земельных участков – 2 880 430,51 рублей (в том числе  в 2021 году – 512 428,05 руб., в 2022 – 915 446,85руб., в 2023 году – 1 452 555,61руб.).

В соответствии с пунктом 2 Порядка, о принятии решения о признании безнадежной к взысканию задолженности, за анализируемый период списана задолженность безнадежная к    взысканию за аренду земельных участков, на сумму 46 890,84 рублей.

 

Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации КМР  проводиться  претензионная работа с арендаторами, по погашению просроченной дебиторской задолженности.

По результатам выборочного анализа договоров аренды имущества, фактов необоснованного увеличения дебиторской задолженности, в части начисления пени по расторгнутым договорам аренды, не обнаружено.



[1] Контрольно-счетной палаты Каслинского муниципального района

[2] Приказ № 187-П от 15.11.2022г. Министерства имущества Челябинской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков, расположенных на территории Челябинской области»

[3] Приказ  Министерства имущества Челябинской области от 24.04.2020 № 89-П  «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земель по муниципальным районам (городским округам) Челябинской области»;

[4] Приказ Министерства имущества Челябинской области от 21.12.2020 № 211-П «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земель населенных пунктов, земель лесного фонда по муниципальным районам

(городским округам) Челябинской области»

[5] Приказ Министерства имущества Челябинской области от 27.05.2021 № 79-П «О внесении изменений в приказ Министерства имущества

[6] Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 N 191Н «Об утверждении инструкции о порядке составления  и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

[7] Приказ Минфина РФ от 13.06.95 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"

[8] Распоряжение Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями администрации Каслинского муниципального района от 29.01.2021года №01/1р «Об утверждении Порядка принятия решения о признании безнадежной к взысканию, сомнительной задолженности по неналоговым платежам, администрируемым Комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями администрации Каслинского муниципального района и отнесения на забалансовый счет дебиторской и кредиторской задолженности»

Дата публикации: 25 июня, 2024 [10:52]
Дата изменения: 25 июня, 2024 [11:24]